Заказать обратный звонок

Что делать с ленью ребенка?

Разберемся, почему ребенок ленится и что с этим делать.
«Лентяй!» - слово, которое не любят дети и боятся родители. И каждый родитель очень хочет знать: что делать с ленью ребенка? Как заставить его учиться, убирать в комнате и аккуратно класть вещи на место? Почему ребенок ленится учится, но с удовольствием играет в компьютерные игры?

Универсального ответа на эти вопросы нет. И волшебного средства от лени ребенка тоже нет. Потому что лень – это не просто неприятное явление. Лень – это результат определённых жизненных процессов ребенка.

Лень никогда не возникает просто так, сама по себе и не является чертой характера. Ей всегда есть сои определённые причины, связанные с разными сферами жизни. Поэтому, пытаться справиться с ленью возможно только в том случае, если выявить ее причину и решить ее. Давайте попробуем разобраться в особенностях возникновения лени.
Основными причинами детской лени могут быть:

1. Плохой пример. Если ребенок видит вокруг себя бездеятельных (или малодеятельных) взрослых, которые лишней работе или домашним делам предпочитают отдых, то лень станет для него нормой.

2. Много запретов. Когда ребенку постоянно запрещается любознательность и физическая активность, у него закрепляется мнение, что активность и жажда новых знаний – это плохо, это то, что не одобрят родители и будут меня за это ругать.

3. Неуверенность и низкая самооценка. Если ребенок недостаточно уверен в своих силах – ему будет очень сложно приступать к какому-либо делу, так как он заранее будет думать, что у нег ничего не получится. А значит, смысл деятельности теряется.

4. Отсутствие цели и непонимание. Ребёнок, как и любой взрослый, вряд ли захочет делать дело, если не понимает, для чего оно нужно.

5. Плохое эмоциональное или физическое состояние. Если человек плохо себя чувствует, если что-то болит или случилось что-что плохое – работоспособность однозначно становится ниже. Потому что человек становится сосредоточен именно на том, что его беспокоит. Снижение работоспособности со стороны может казаться просто ленью, нежеланием работать, но это не всегда так. Эта схема действует независимо от возраста – дети тоже этому подвержены.

6. Переутомление. Ребенок может оказаться в состоянии перегруза – уроки, домашние дела, кружки (секции), личные проблемы (да, у детей они тоже бывают). Все это неизбежно приводить к желанию отдохнуть от любой работы и просто расслабиться. Организму нужно восстановление, особенно детскому.

7. Отсутствие заинтересованности, мотивации. Ребенок предпочтет урокам просмотр телевизора. Почему? Потому что телевизор интереснее. И мотивация к его просмотру ясна для ребенка – получение удовольствия.

8. Протест. Дети могут демонстрировать показное нежелание работать. И такая протестная реакция может быть связана с появившимся конфликтом либо с родителями, либо с педагогами.

9. Недостаток внимания. Бывает так, что в случае недостаточного родительского внимания, ребенок проявляет лень нарочно. Потому что знает, что в этом случаем мама обязательно обратит на него внимание. Например, «ленится» сам делать уроки, потому что знает, что в этом случае родитель будет их делать вместе с ним. А это может стать лишним поводом общения и совместной деятельности, которой не хватает ребенку.

Чтобы преодолеть детскую лень, применяйте следующие рекомендации:

1. Покажите пример. Проанализируйте свое поведение при ребенке и то, как пример деятельности вы ему подаете. На своем примере показывайте ребенку, что человек может быть активным и деятельным и получать от этого удовольствие!

2. Убавьте запреты. Дети растут и развиваются благодаря любознательности. Невозможно получать опт новой деятельности, если его не прожить. Позволяйте больше играть, бегать и прыгать, задавать вопросы и манипулировать с предметами, чтобы у ребенка был интерес к деятельности и активности.

3. Помогите быть уверенным. Поддерживайте ребенка в его начинаниях. Объясняйте ему, что если что-то не получается – это нормально и все можно исправить Объясняйте, что неудачи не страшны, если быть нацеленными на их исправление. Также покажите ребенку, в чем он талантлив и что у него получается особенно хорошо, хвалите его, чтобы он понял, что деятельность может приносить положительные эмоции.

4. Объясните цель. Расскажите ребенку, почему он должен желать то, что вы от него требуете. Постарайтесь сделать его максимально простым для детского восприятия, потому что многие простые истины взрослых могут быть непонятны ребенку. При этом фраза мамы: «Потому что я так сказала!» - не сработает. Ребенку важно знать конкретное объяснение сути дела. Например, пока вы не объясните ребенку, почему он должен убирать за собой после ужина – он не будет это делать.

5. Помогите справиться с недугом. Если причина бездеятельности в плохом самочувствии – помогите ребенку и сделайте так, чтобы ему стало легче.

6. Дайте отдохнуть. В случае переутомления ребенку не нужно ничего, кроме отдыха. Позвольте ему отдохнуть любым безопасным способом, каким он сам захочет. Это позволит ребенку восстановить свои силы и вновь приступить к необходимой деятельности.

7. Заинтересуйте. Покажите ребенку, что любую деятельность можно сделать увлекательной. Для этого хорошо подойдет подключение к делу элементов игры, которые вовлекут ребенка. Кроме этого, доступно расскажите ребенку, чем это требуемое дело может быть полезно для самого ребенка, чтобы дать ему мотивацию.

8. Решите конфликт. Если вы знаете, что ребенок нарочно что-то не делает в протест кому-либо– заведите с ним открытый разговор на беспокоящую его тему. Придите вместе к разрешению конфликта. После этого у ребёнка надобность в протесте отпадет сама собой, так как проблемы больше не будет.

9. Окажите внимание. Проанализируйте, достаточно ли внимания уделяете своему ребенку, его жизни. Не контроля, а именно внимания. Знаете ли, что происходит в его жизни, в его школе, о чем он мечтает и что он думает о вас? Ответ на эти вопросы поможет понять, достаточно ли внимания ребенку. Если достаточно – у ребёнка не будет надобности через лень просить вас провести с ним время.

Нельзя сказать, что лень – это плохо, потому что она помогает нам понять, что что-то не так, что появились какие-то проблемы, которые мешают быть активным. С другой стороны, лень может препятствовать учебе, саморазвитию и прочим важным в жизни ребенка делам. Легче предотвратить проявления лени, чем потом исправлять их с большим трудом. Поэтому, начиная с раннего возраста, родитель должен научить ребенка понимать причину лени и вовремя с ней справляться.
Поделиться статьей
Читайте также

Подпишитесь и получайте полезные статьи раз в неделю!
Без спама и навязчивой рекламы