Заказать обратный звонок

Дети и финансовая грамотность.

Научите своих детей грамотно обращаться с деньгами!
Детское «ну купиии!» действует на родителя по-разному: он может разжалобиться и купить, или почувствовать раздражение, и даже разозлиться. Равнодушным такие разговоры не оставляют ни одного родителя. Потому что деньги – тема для многих уязвимая. Ведь они зарабатываются собственным трудом, временем, энергией. И вдруг их просят потратить «на какую-то ерунду».
Но не каждый родитель поймет, что ребенок что-то требует купить не потому, что он плохой или неблагодарный, а потому что ему искренне захотелось этот товар. Он не думает при этом про стоимость. Он его хочет и все. И поэтому фраза «мы это не купим» часто звучит для ребенка как «я не люблю тебя», «мне не важно, что ты хочешь» или просто воспринимается как упрямство родителя.

Помню, как в 4 года я искренне не понимала, почему моя мама не хочет покупать мне этот красивый домик для кукол, он же мне так нравится. И смогла понять только тогда, когда разобралась, что у каждой вещи есть своя денежная ценность.

А происходит так потому, что дети часто не понимают, что такое деньги, что такое стоимость и что такое бюджет. Мой восьмилетний племянник, на вопрос «что такое деньги», ответил, что «это для того, чтобы покупать всякое». И такие знания у большинства детей до 10 лет, иногда даже старше.

Именно поэтому так важно прививать детям финансовую грамотность. Говоря проще, нужно объяснить детям, что такое деньги и научить ими пользоваться. Лучший способ – ввести систему карманных денег. Но для начала нужна теоретическая беседа с ребенком о деньгах.

Что нужно делать, чтобы научить ребенка обращаться с деньгами:

1. Начните с вводных.

Расскажите, что у всего есть своя цена и что цены могут быть разными по доступности. При этом нужно объяснить, что доступность оценивается из общего дохода и количества денег. Чтобы ребенок понял, что если у него 10 рублей, а желанная конфета стоит 9.50 – это дорого для него, потому что это почти все его деньги. И если он эту конфету все-таки купит, у него почти не останется денег.

2. Объясните, что можно копить.

Ребенку важно понимать, что не всегда нужно тратить все что есть сразу. Существует система накопления, которая может помочь собрать деньги на большую и значимую покупку. Для этого можно ребенку приобрести копилку.

3. Покажите наглядно.

Есть хороший метод: нарисуйте на листе бумаги круг и поделите его на сектора: деньги на еду, на коммунальные услуги, на бензин, на врачей и так далее. При этом каждый сектор должен быть пропорционален размеру затрат: чем больше затрат, тем крупнее сектор. Для большей наглядности их можно сделать разными по цвету. Так ребенок визуально усвоит, сколько и на что тратится денег в масштабах вашей семьи.

4. Моделируйте ситуацию

Для того, чтобы ребенок понимал, как пользоваться деньгами, поиграйте с ним в игры, развивающие финансовую грамотность. Такие игры нужно начинать уже с 5 лет, ведь именно в этом возрасте ребенку закладываются основы правил социального поведения.

Предлагаем вам игры, которые научат ребенка различать деньги по ценности и покупать товары в магазине.

· Игра «Размен». Возьмите горсть мелочи разного наминала, разложите перед ребенком. Расскажите и покажите ему, какие монетки бывают. Дайте ему их внимательно рассмотреть со всех сторон, подержать в руках. Покажите купюры и расскажите про них. Объясните, что из денег мы собираем сумму, то есть стоимость покупки. Покажите на примере: соберите 20 рублей из монет разными способами (по 1 рублю, по 2 рубля, по 5 рублей и т.д.). А теперь предложите ребенку сделать тоже самое. Эта игра научит ребенка различать и считать деньги.

· Игра «Магазин». Порепетируйте поход в магазин дома. В роли покупателя должен быть ребенок. Дайте ребенку несколько разных купюр и монет. Разложите на столе разные вещи, имитирующие товары: игрушки, продукты и т.д. К каждому товару приложите ценник. Задача ребенка: выбрать товар в соответствии с имеющейся у него суммой, отсчитать необходимое количество денег и отдать вам как продавцу эти денигм в качестве оплаты. Если он отдает сумму больше чем стоимость – объясните, что нужно дождаться от продавца сдачи. Игра научит ребенка, что если он приобретает какую-то вещь, он должен заплатить за нее соответствующую сумму.

· Игра «В супермаркете». Отправьтесь с ребенком в магазин, объяснив ему, что сейчас он будет ответственным за покупки. Заранее составьте вместе простой список покупок (3-4 товара) и отсчитайте сумму, которую рассчитываете потратить. Задача ребенка – собрать в магазине все товары из списка таким образом, чтобы хватило рассчитанных денег. Обратите внимание ребенка на то, что один и тот же товар может стоить по-разному (в зависимости от марки и объема). Затем ребенку нужно расплатиться с кассиром и проверить сдачу, которую ему даст кассир. Эта игра даст ребенку практические навыки расчета денег и умения ориентироваться в товаре.

После теории и обучения – переходите к практике. Просчитайте, сколько денег вы готовы выделять ребенку на его самостоятельное пользование, и с какой периодичностью.

Так вы перестроитесь от системы « мы тебе не купим», к системе «у тебя есть деньги – покупай сам». И тогда ребенок начнет понимать, что иногда нет возможности что-то купить, потому что не хватает денег, или потому что нужно купить что-то другое. Для ребенка внезапно окажется, что иногда покупки бывают лишними, что товар может понравиться и остаться не купленным. Одно дело, когда платят родители и совсем другое, когда платишь ты сам, отдавая свои деньги.

Но это не значит, что ребенок теперь покупает себе сам абсолютно все. Он может покупать сам мелкие товары низкой (средней) стоимости, но что-то более дорогое и важное ему продолжает покупать родитель.

Деньги — это не та наука, которую надо изучать уже взрослым. Последствия могут быть слишком значительными. Например, уже выросшему ребенку будет сложно управлять своими деньгами. Или это может быть жизнью «от зарплаты до зарплаты» и без сбережений. В любом случае, у таких людей жизнь всегда труднее, чем она должна быть. На Вас, как на родителях, лежит ответственность научить ребенка быть финансово грамотным.


Важно понимать и помнить, что при высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем когда он не сосредоточен. А при недостаточной концентрации его внимание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них.

Поделиться статьей
Читайте также

Подпишитесь и получайте полезные статьи раз в неделю!
Без спама и навязчивой рекламы
Старт летних программ в Кидкарьер! Забронируйте место со скидкой
Close